Анапа Пятница, 20 сентября

Александр Петрович Шильненков и Анастасия Прохоровна Пожеленкова

22.04.2018 20:10
В каждой российской семье Великая Отечественная война оставила свой неизгладимый след. Даже те, кто жил вдалеке от фронта, почувствовали на себе смертельное дыхание войны. Что уж говорить о тех, кому довелось находиться в самой гуще событий.

Александр Петрович Шильненков и Анастасия Прохоровна Пожеленкова жили в Брянской области и поженились перед самой войной.

- Родители были уже не молодыми людьми, когда зарегистрировали брак, - рассказывает их дочь Мария Александровна Дулитбаева, - Первая жена отца умерла, оставив ему шестеро детей. У мамы на тот момент тоже был ребенок. Когда началась война, маме было 52 года, а отцу исполнилось 58. На фронт его не взяли по возрасту, но оставаться в стороне в такой тяжелый для страны период он не мог и ушел в партизаны. Брянская область три года находилась в фашистской оккупации, и все это время Александр Петрович служил в партизанском отряде, а его супруга была связной. Она собирала сведения о расположениях и планах фашистов, после чего, рискуя жизнью, передавала важную информацию партизанам. Тот день, когда Анастасию Прохоровну арестовали фашисты, наверняка надолго запомнили все жители деревни. Беременную на девятом месяце женщину нацисты подвешивали за ноги, требуя рассказать, где находится партизанский отряд и как с ним поддерживается связь. Чудом она осталась жива и даже после этой ужасной пытки смогла родить дочь Марию. Много страшных дней пришлось пережить людям на оккупированной территории. Трудно забыть и массовые расстрелы мирных жителей, и грабежи местного населения, когда у многодетных семей забирали все продовольствие и скотину, обрекая тем самым людей на голодную смерть.

- Помню, мама рассказывала, что фашисты приказали всем сельским подросткам явиться в определенное место для отправки в Германию, - вспоминает Мария Александровна. - Из нашей семьи должен был уйти брат Михаил, которому на тот момент едва исполнилось 14 лет. В селе началась паника — матери собирали продукты, рубили оставшихся кур и исхудавших коров, чтобы выкупить своих детей у фашистов. Не знаю каким образом, но маме удалось забрать Мишу уже из вагона, в котором его вместе с другими подростками должны были отправить в Германию.

Тяжелые годы остались позади, но война забрала двоих старших сыновей Александра Петровича — Федор и Николай не вернулись с фронта. Семья лишь получила извещения о том, что они пропали без вести. До сих пор об их судьбе так ничего и не известно, только пожелтевшие от времени фотографии хранят память о молодых солдатах.
2
0