Директор гимназии «Эврика» Елена Попова: «Вопрос воспитания гораздо сложнее, чем вопрос обучения»
Читайте также:
«Блокнот Анапа» продолжает рубрику «Лица города», в которой мы рассказываем об известных и интересных людях нашего города. Сегодня ее героем стала Елена Вячеславовна Попова, директор гимназии «Эврика».
– Где и когда вы родились?
– Я родилась в Оренбургской области, на Урале. Северный регион отличается морозами и холодами. Семья у нас многодетная. Моя мама – мать-героиня. В семье было пятеро детей, я – старшая.
– Расскажите немного о себе и своем детстве, школьной жизни? Кем мечтали стать?
– Я с детства всегда мечтала быть учителем. Эту деятельность я, можно сказать, репетировала на своих братьях и сестрах. Таким образом я готовила их к школе: усаживала за стол и проводила с ними занятия.
– Какое образование получили после школы?
– Естественно, образование я получила педагогическое, так как целенаправленно к этому шла. Причем, училась одновременно на двух факультетах – филологическом (учитель русского языка и литературы) и историческом.
Есть у меня и второе высшее образование по направлению государственное и муниципальное управление. Я окончила Московский институт управления и права, в который поступила после рождения второго ребенка.
В 2018 году я получила еще одно образование – менеджмент в образовании.
Так что всю жизнь учусь, всю жизнь совершенствуюсь, в том числе, заканчиваю различные курсы повышения квалификации.
– Как сложилась ваша жизнь после университета?
– Я воспитываю двух дочерей. Первая обучается в институте, а вторая учится в гимназии. После университета я сразу пошла работать – в Орский нефтяной техникум. И там я трудилась 10 лет.
Я очень благодарна своим наставникам, которых встретила на своем пути. Очень благодарна своим директорам, у которых я училась. Это Чернега Зоя Павловна и Филиппова Галина Григорьевна. Они для меня были и руководителями, и наставниками, и учителями. Этот опыт я применяю сейчас на практике.
С 2018 года я работаю в должности директора гимназии «Эврика». С 31 декабря 2014 года я, уже переехав в Анапу, устроилась в это учреждение учителем истории и обществознания.
На данный момент я веду предмет этика и психология семейной жизни у старших классов. Имею высшую категорию учителя философии. В техникуме, кстати, я преподавала и философию, и право, и экономику. В общем, много дисциплин совмещала и совмещаю. Но при этом ни одного урока не работала учителем русского языка и литературы. То есть, выбрала для себя все же иную стезю.
– Какие у вас есть достижения и награды?
– И у меня, и у учителей нашей гимназии, и у школы в целом очень много наград. Если назвать только самые значимые, то в 2021 году я получила звание Почетного работника сферы образования. В 2022 году наша команда стала победителем полуфинала Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа». На данный же момент я являюсь экспертом площадки «Флагманы образования». Эта площадка, о которой сейчас много говорят. Это достаточно значимый конкурс, где готовят лидеров образования. И я горжусь тем, что являюсь экспертом.
Кроме этого, в 2022 году я была отмечена нашим профсоюзом и председателем Краснодарского краевого профобъедиения Светланой Викторовной Бессараб – депутатом Госдумы – стала победителем конкурса «Женщина-руководитель 2022 года в непроизводственной сфере».
В 2021 году признавалась лучшим менеджером в образовании. Имею диплом лауреата Всероссийского конкурса «Лига лидеров 2020-2021». Отмечена званием «Эффективный руководитель 2021 года».
В 2022 году я также стала призером краевого профессионального конкурса «Директор школы Кубани». Являюсь также лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют 2020-2021» в номинации «Молодой руководитель», а в 2023 году уже «Педагог-наставник».
Кроме того, не раз была отмечена благодарственными письмами. Например, от первого заместителя министра образования РФ Александра Вячеславовича Бугаева, от министра образования Краснодарского края Елены Викторовны Воробьевой. Неоднократно отмечалась благодарностями от Совета муниципального образования Анапы.
Также у меня имеется Благодарность от директора ВДЦ «Смена» за помощь в проведении Всероссийского форума организаторов отдыха детей «Большие смыслы-2022». Это платформа, которая работает совместно с министерством просвещения РФ.
Если говорить о гимназии, то она входит в топ-500 лучших в стране образовательных организаций 2022 года. Есть также звание «Успешная школа», полученное в 2020 году. Кроме того, мы стали «Школой года 2020-2021» и были отмечены медалью-удостоверением Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций.
В 2023 году учителя нашей гимназии тоже получили много наград. Для нас этот год стал урожайным: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Учитель здоровья», «Педагог-психолог», «Учитель кубановедения», «Самый классный классный». На краевом уровне два педагога стали лауреатами: «Учитель здоровья» – Покусаева Алена Викторовна, и «Учитель года» – Тимошенко Владислав Александрович.
На Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» Анастасия Сергеевна Викторова, молодой педагог, который только окончил педагогический колледж и пришел к нам работать, показала высокий результат, став лауреатом в номинации «Молодые педагоги».
Еще один молодой педагог Войнова Анна Вячеславовна стала призером Всероссийского конкурса «Мой лучший урок».
– Сложно ли найти подход к новому поколению детей?
– Нет, не сложно. Да, дети рождены в современном мире, и они с детства идут в ногу с технологическим процессом. Да, они со смартфоном и компьютером в руках, эта техника в их распоряжении лет с трех, а то и ранее. А мы – поколение, которое выросло без цифры, но сейчас уже сами не можем жить без новых технологий. И мы просто обязаны искать подходы, чтобы оградить детей от негативного влияния цифровой среды и помочь им использовать новые возможности во благо.
– Современный директор должен быть социально адаптирован. Вы считаете себя таковым?
– Процесс социализации у человека начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. Я не являюсь исключением из этого правила. Я считаю, что социальная адаптация – это непрерывный процесс активной интеграции индивида в общество, приспособление к той социальной среде, в которой он находится.
У меня с адаптацией все в порядке. Я считаю себя полностью социально адаптированным человеком.
– Существует такой стереотип, что троечники в жизни добиваются большего, нежели отличники. Согласны с этим?
– Не совсем. У нас в гимназии есть замечательные выпускники, которые показывали себя с лучшей стороны в обучении. И сейчас мы ими гордимся, так как они занимают высокие должности. В том числе, отучившись в столице, в других лучших вузах нашего государства, возвращаются и работают у нас в городе. Это наша гордость.
Но и не могу согласиться с тем, что троечник не добивается в жизни результатов. Каждый человек находит свою нишу и может добиться результатов. И не такое уж большое значение имеет, какой балл у ученика. Важно, каким человеком он станет. Поэтому я всегда говорю, что вопрос воспитания гораздо сложнее, чем вопрос обучения.
– В Анапе ощущается нехватка учителей. На ваш взгляд, как можно решить эту проблему?
– Да, безусловно, в Анапе существует нехватка учителей. Впрочем, это свойственно не только для нашего города, но и для всего Краснодарского края, как и для России в целом. Конечно, тут Анапа не может быть исключением. Особенно, если учесть, что в наш город приезжает большое количество людей из других регионов. И многие, при этом, едут с детьми. Их ведь нужно кому-то учить…
Да, конечно, едут к нам и учителя. Но процент педагогов, которые к нам прибывают и которые требуются детям, он не рационален. Поэтому ощущение нехватки учителей вполне справедливое.
Кроме того, можно еще и говорить и о возрасте работающих педагогов. Сейчас он по России составляет около 54 лет. В некоторых школах он даже выше. Так что, нехватка учителей, в определенной степени связана с тем, что люди уходят на пенсию, а молодые выпускники наших вузов и колледжей далеко не всегда хотят идти работать в школу. Нередко они получают диплом педагога и уходят работать в другую сферу.
На то, конечно, есть свои причины. Первая заключается в детях, которые сейчас являются детьми цифры. Возможно, молодые специалисты опасаются, что не смогут наладить с ними контакт.
Взаимоотношения молодого педагога и родителя – это другая история. Порой вчерашний выпускник педколледжа или вуза просто не знает, как общаться с родителями и умело ответить на их требования. А требования у родителей становятся с каждым годом все выше и выше.
А мы должны обязательно помнить, что участником образовательного процесса являются некий треугольник: учитель, родитель и ребенок. Мы все должны смотреть в одну сторону. А когда родитель смотрит в одну сторону, а учитель в другую, ребенок оказывается посередине и в определенной степени страдает.
Третья причина: заработная плата. В столице и северных районах учителя получают гораздо больше, чем в нашем регионе.
Более того, даже если среднюю заработную плату по краю взять, то и она в два раза выше, чем зарплата педагога. А молодой учитель не хочет сталкиваться с такими проблемами. Или, придя работать в школу и столкнувшись с такой проблемой, очень быстро уходит из профессии и не хочет туда возвращаться.
Но нельзя не признать, что государство делает очень много, чтобы изменить ситуацию. В нынешний год – Год педагога и наставника – проходит ряд мероприятий, которые повышают статус учителя.
И отрадно отметить, что он буквально на днях был отмечен премьер-министром Михаилом Владимировичем Мишустиным. Правительство своим распоряжением назначило премию – достаточно приличную – в 1 миллион рублей победителю и 500 тысяч для призеров Всероссийского конкурса профессионального мастерства. Тем самым был поднят авторитет наших педагогов.
Мое желание, чтобы приняли ряд законов, которые будут ограждать учителя от буллинга (травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими) – при. ред.), который происходит в школах. Мне кажется, должно быть, как в советское время, когда слово учителя было неоспоримым. Это очень важно.
Нужно, чтобы современное поколение родителей понимало взаимоотношения учителей и детей. Всегда говорю своим родителям: как бы учитель ни поступил, какую бы оценку ни поставил, необходимо выяснить все отношения с учителем. И никогда не обсуждать со своими детьми поступки педагога. Авторитет учителя не должен подрываться, как и авторитет школы в целом.
– Какие трудности возникли при открытии новой школы?
– Конечно, их было много. Но при этом я испытывала огромное удовольствие, так как попала в новую среду, испытала себя в новом качестве.
А вопросов было достаточно много. Я ведь учитель, а не строитель или не контрактный управляющий. Поэтому с какими-то моментами столкнулась впервые.
Но мы справились с этой задачей. Мне еще помогло мое другое образование – дизайнер женской одежды. Оно помогло создать определенную среду, бренд. А самое главное, помогли люди, которые находились вокруг и находятся по сей день. Как-то так в жизни у меня получается, что меня всегда окружают нужные люди, единомышленники. Мы с нашим коллективом смогли с ними сделать то, что мы имеем сегодня. И уже из других регионов и края интересуются нашей новой школой и очень хотят в нее попасть. Одни – учиться, другие – на экскурсию.
Отмечу, что, как правило, новая школа и ее коллектив проходят процесс становления за 5-6 лет. У нас коллектив, конечно, не совсем новый, но серьезно обновленный. Поэтому пришлось проводить большую работу, связанную с адаптацией и учеников в новых открытых классах, и новых учителей, которые пришли с этого года работать в нашу гимназию.
Еще одна проблема – незакрытые вакансии учителей-предметников. Мы и сейчас остро ощущаем эту нехватку.
– Какая ваша любимая книга?
– Моя любимая книга – «Сердце отдаю детям» Василия Александровича Сухомлинского.
– Чем вы увлекаетесь в свободное время?
– В свободное время я увлекаюсь канзаши (искусство создания украшений для волос, используемых в традиционных японских прическах – прим. ред.), изготовлением цветов, украшений для платья, головы, а также других аксессуаров, которые используют женщины в своем гардеробе.
Кроме того, я занимаюсь спортом. В частности, я посещаю аквааэробику и хатху-йогу. Так что в моей жизни присутствуют ежедневно спортивные занятия.
– Расскажите о вашей семье?
– У меня замечательная семья. Замечательный супруг, который поддерживает меня во всех моих начинаниях. Если бы не он, я бы ни школу не смогла построить, ни добиться тех успехов, которые у меня есть. Главное – поддержка семьи.
А еще, как я уже говорила, я ращу и воспитываю двух замечательных дочерей.
– Какие цели и планы вы хотите воплотить в ближайшем будущем?
– Цели на мое ближайшее будущее – это окончание учебного года, проведение ремонта и подготовка школы к новому учебному году. Кроме этого, в ближайшее время в гимназии откроется комната детских инициатив. Чтобы ее организовать, вновь потребовалась закупка оборудования, разработка дизайна и так далее.
Планируем также в гимназии открыть еще ряд новых кабинетов. Появятся они к новому учебному году. Но что это будет за тематика, пусть пока останется в секрете. Поэтому сейчас я провожу большую работу над комплектованием данных кабинетов, где бы дети смогли заниматься творчеством и развитием.
– Как вы считаете, какая проблема в Анапе на сегодняшний день самая острая?
– Конечно, это переполненные классы в школах. Вот мы открылись только 1 сентября. И первый же приход Роспотребнадзора к нам вылился в предписание по переуплотнению наших учебных классов.
Конечно, мне бы хотелось, чтобы дети обучались только в первую смену, чтобы в классах было не более 25 человек. Чтобы всем было комфортно – и учителю, и детям, и родителям. Чтобы учитель мог использовать индивидуальный подход, а когда в классе 35-40 человек, с этим возникают определенные трудности. Кроме того, это ведь лишняя нагрузка. Причем, не только на учителя, но и на детей.
Поэтому, как только в нашем любимом городе появится еще ряд школ, то нам станет легче. Хотя бы мы сможем уменьшить количество детей в классах. И это даст нам возможность открыть больше различных творческих кружков, где каждый ребенок найдет себе дело по интересам.
Сергей Кудрявцев, Валерия Танага
Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте.
Новости на Блoкнoт-Анапа