Анапа Среда, 08 мая
Общество, 02.11.2023 15:55

Как анапчанам бороться с телефонными спамерами

За нарушение законодательства о рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, могут начать штрафовать на сумму до 1 млн рублей. Такой законопроект поддержал кабмин.

Ныне же отсутствие ответственности за телефонный спам позволяет компаниям ежедневно обзванивать тысячи клиентов. Причем часто с абонентами разговаривает даже не человек, а робот. Крупные штрафы несколько отрезвят назойливых рекламщиков, но избавиться от спама полностью все-таки не позволят, рассказали эксперты.

Часто звонят не только компании-продавцы товаров и услуг, но и кредитные и микрофинансовые организации, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Такая реклама, прежде всего, направлена на незаконное обогащение за счет частичного предоставления информации людям.

В этой связи авторы предложили установить отдельную ответственность за нарушение требований к распространяемой по телефону рекламе в виде штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей для граждан и от 300 тысяч до миллиона рублей для юрлиц.

Кроме того, речь идет об увеличении размера штрафов за рекламу кредитных услуг, если она содержит как минимум одно условие, влияющее на его стоимость, без указания остальных условий кредитов или микрозаймов. То есть вводит людей в заблуждение. За это хотят ввести штраф также до миллиона рублей.

С телефонным спамом пытаются бороться не первый год. Сервис жалоб на такие звонки предлагали создать на портале госуслуг, ряд инициатив касался увеличения штрафов за незаконную рекламу, а звонки с подменных номеров запретили уже больше года назад. Но абонентов продолжают доставать навязыванием, как правило, ненужных им услуг.

И пресс-служба Минцифры сообщила о подготовленном законопроекте по спам-звонкам. У компаний будет лимит на рекламные звонки абонентам, объяснял глава ведомства Максут Шадаев: «Предполагается, что, если будут звонки сверх этой нормы, наступит ответственность».

Высокие штрафы за телефонный спам поддержали в Совете по цифровой экономике при Совфеде. Его зампред Артем Шейкин предложил пойти дальше и наладить информационный обмен между Роскомнадзором и операторами. Последние, по его словам, могут отслеживать повышенную активность номеров, свойственную спамерам, передавать эти данные в надзорное ведомство для проверки и привлечения к ответственности.

Кроме того, сенатор продолжает настаивать на создании сервиса жалоб на нежелательные звонки на портале госуслуг. В этом случае Минцифры сможет запрашивать сведения о совершенном вызове у оператора, который обязан сообщить о факте пропуска телефонного трафика и предоставить информацию о звонившем абоненте, объяснил Артем Шейкин.

Штрафы для недобросовестных распространителей рекламы несколько умерят их пыл, считает телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Сейчас, по его словам, в отсутствие регулирования безнаказанно звонить абонентам могут самые разные компании, что они и делают. Более того, в стране есть с десяток организаций, которые предоставляют услуги массового обзвона. «Незаконные подменные номера используют в основном мошенники, а реклама услуг законом не запрещена, люди или роботы звонят с реальных номеров официальных российских операторов», — отметил Муртазин.

Люди, которых достал телефонный спам, создают специальные сервисы для внесения номеров в черный список. На таких сайтах или в приложениях можно оставлять отзывы о звонке, который могут помечать как рекламный или нежелательный. Правда, народная инициатива малоэффективна, считает Эльдар Муртазин. Он посоветовал подключить услугу антиспам от своего мобильного оператора. Она бесплатная и работает на любых телефонах.

Кроме того, есть специальные утилиты-программы для отсеивания нежелательных звонков. Такие приложения сами мониторят интернет и дают исходящему номеру оценку – «засветился» ли он где-то, как рекламный, мошеннический или «холодный» обзвон. В таком случае владелец телефона даже не услышит звонок. Лишь потом прочитает сообщение, что подозрительный вызов был отменен.

Кроме того, с прошлого года российские операторы используют систему антифрод, которая позволяет верифицировать каждый телефонный вызов. «Базы данных у операторов большие, они работают эффективнее, чем народные, — отметил Муртазин. — Поскольку операторы заинтересованы, чтобы люди больше звонили и не боялись принимать звонки, они предоставляют услугу антиспам бесплатно».

Победить рекламу до конца, очевидно, не выйдет. Но если ее хотя бы станет меньше. В итоге абонентам, то есть всем нам, жить будет немного проще.

По материалам «Парламентской газеты» подготовил Сергей Кудрявцев

Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте.

Новости на Блoкнoт-Анапа
Продукты: сотовая связьСобытия: телефоныСобытия: спам
0
1