Мистический агатовый амулет был найден в окрестностях Анапы
Фото: пресс-служба Анапского археологического музея
Читайте также:
- Широкая кубанская душа и традиционные костюмы: как прошел концерт ансамбля «Казачья вольница» (17.02.2023 17:30)
- В археологический музей Анапы переданы уникальные находки (17.02.2023 12:00)
- (0 секунд назад)
В 1951 году в Анапский археологический музей один из местных жителей передал агатовый шар с надписью, который был найден при работах на винограднике около села Варваровка.
Предмет выглядел следующим образом: шар диаметром 3,6 см со сквозным отверстием из агата с прожилками темно коричневого и серого цвета. На нем вырезаны древнегреческие буквы, которые составляли отдельные слова и фразы. Строки послания идут ровными рядами, покрывая практически всю поверхность шара.
Текст и перевод надписей был впервые опубликован известным отечественным эпиграфистом-антиковедом Татьяной Васильевной Блаватской в 1958 г. Из перевода понятно, что амулет медицинского назначения.
Фото:пресс-служба Анапского археологического музея
Надписи на необычном шаре расположены на противоположных сторонах так, что, прочтя текст А, необходимо повернуть его на 180 градусов, для того, чтобы увидеть текст Б, сообщает пресс-служба Анапского археологического музея.
Текст: А. «Для исцеления от ядов, магические слова в форме древнего, таинственного заклинания – абракадабры. Дамнаменей – амнаменей – мнаменей – наменей, и до – ей».
Подобное заклинание от ядов было распространено в античности и служило стандартной формулой на медицинских амулетах. Упоминалась болезнь одного органа и далее шли повторения общеизвестных магических слов и букв. Иногда упоминались боги, в данном случае заговор от ядов подкреплен магическим именем Дамнаменей.
Дамнаменей – это божество, принадлежащее к числу Дактилей (одни из древнейших, еще доолимпийских божеств, почитавшихся в эпоху овладения металлургией в III – II тысячелетиях до н.э.)
Текст: Б. «Господи, прошу Тебя, сделай моё лечение полезным для здоровья (магич. знак) возглавляющей головы, ушей, (магич. знаки) мозговой оболочки, (магич. знаки) язычка мягкого нёба, (магич. слово) гортани, (магич. слово) переносицы, (магич. слово) ноздри, (магич. слово) полипа, (магич. слово) зубов, (магич. знак) рта».
Перечень болезней показывает, что пользовавшийся амулетом человек страдал болезнями дыхательных путей, болями головы и зубов. Возможно данное моление было составлено не больным, а лечившим его врачом – магом. В медицине того времени магия играла большую роль, и врачи не редко прибегали к помощи амулетов.
Общий характер текста А, и специализированная молитва текста Б, позволяет высказать предположение о том, что эти надписи сделаны в разное время.
Место изготовления амулета точно неизвестно. Большинство украшений с использованием резных камней происходят из мастерских юго-восточного средиземноморья, вероятнее всего, Египта. В первые столетия нашей эры товары из Египта ввозились на Боспор в большом количестве. Среди ввозимых товаров были и амулеты, подвески в виде сжатой руки, лежащего льва, жука скарабея. Поэтому данный амулет мог быть изготовлен в Египте, откуда в последствии попал в окрестности Горгиппии.
Т. В. Блаватская относит амулет из Анапы к числу раннехристианских памятников III – IV в. н. э. Общий характер и особенности заклинаний сближают его с христианскими магическими текстами, в большом количестве писавшихся на папирусах того времени.
Агатовый амулет не раз публиковался в научных изданиях. Он представлен в экспозиции музея «Античный город Горгиппия», где занимает центральное место в витрине с экспонатами причастными к медицине.
Подготовила Олеся Гончаренко
Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте.