Проезды к морю – угроза дюнам Анапы: мы сами убиваем уникальные пески курорта
Фото: «Анапа география"
Читайте также:
- «Почему жителей города лишают моря»: анапчане обратились к губернатору Краснодарского края (11.05.2024 18:30)
- Анапчан предупредили о возможном повышении цен на кофе (10.05.2024 21:00)
- «Площадка-гриль»: новая детская площадка в Анапе вызвала неоднозначную реакцию у горожан (10.05.2024 20:00)
В Анапе нередким явлением бывает, когда прокладывают специальные проезды и проходы к морю. И мало кто задумывается, что эти «прорези» являются угрозой для природных дюн.
Начался этот процесс во второй половине XX века. Тогда приступили к освоению южной части Анапской пересыпи – уникальной природной территории. Ее решили использовать под курортное обслуживание населения. Именно тогда начались прокладка и ежегодное обновление «прорезей» дюнного пояса для облегчения прохода и проезда на пляж. И до сих пор этот процесс не прекращается, несмотря ни на что.
Причем, зачастую не соблюдается даже элементарные нормативы. В частности, на 10-километровом участке от устья реки Анапки до села Витязево ныне существует более 60 искусственных «прорезей». Их ежегодно обновляют.
Для сравнения, на Атлантическом побережье штата Флорида в США проходы и проезды к пляжу через дюнный пояс располагаются гораздо реже. Там действует норматив – не чаще чем через 25 км.
Дело в том, что крутые края «прорезей», сложенные песком, осыпаются. Это приводит к повреждению рельефа и растительности на гораздо большей площади, чем ширина самого проезда.
Кроме того, при ветрах, когда поток направлен вдоль дюны, «прорези» достаточно быстро заносятся песком. Дюна самовосстанавливается. При поперечных же ветрах стенки выемок разрушаются – и песок выносится либо на пляж, либо на территорию за дюнным поясом.
Большинство прорезей созданы в местах примыкания улиц или широких пешеходных аллей, вдоль которых песок беспрепятственно переносится на сотни метров от границы дюн. Именно это послужило причиной возникновения распространенного мнения, что дюны «наступают» на город.
В период штормов искусственные проходы способствуют более глубокому проникновению волн. При экстремальных штормах волны перехлестывают через гребень разрушенной дюны и в тыльной части образуются временные озёра.
По данным исследований, максимальный накат на естественном берегу с неразрушенной дюной составляет 27 м, а с разрушенной – 60 м. Таким образом, создаются дополнительные условия для эрозии дюны и деградации дюнного пояса Анапы в целом.
Следует отметить, что требование иметь отдельный проезд на пляж является частью обязательного благоустройства, без которого пляж не получит разрешение на обслуживание посетителей. Самое печальное, что разрушение дюн не является нарушением, если одновременно не производится изъятие песка.
Получается, что надеяться на сохранение природного ресурса не приходится? Или все-таки соответствующие органы обратят внимание на эту проблему и разработают альтернативный вариант – чтобы и курорт развивался, и дюнных сохранялись?
Ранее «Блокнот» писал, что за безопасность на аттракционах в Анапе отвечает их собственник. Об этом заявил мэр курорта Василий Швец.
Подготовил Сергей Кудрявцев
Использованы материалы канала «Анапа география»
Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте.