Анапа Четверг, 25 апреля

Пятеро комсомольцев и пять мирных жителей станицы Благовещенской были расстреляны

В настоящее время станица Благовещенская хорошо известна не только в Краснодарском крае, но и по всей необъятной России. Ласковое и тёплое море, мелководье с кристально чистой водой, золотистый песок пляжей, наибольшее количество солнечных дней в году сделали её достаточно привлекательным курортным местом, особенно для детского отдыха.

Основана станица Благовещенская  более 150 лет назад, в середине ХIX века, запорожскими казаками для защиты южных рубежей России от внешних посягательств и имеет как славную героическую, так и драматическую историю.

Во время Великой Отечественной войны эта территория была оккупирована немецкими войсками, в частности частями 9-й румынской дивизии. Вермахт не спешил обеспечивать армии своих сателлитов всем необходимым: от провианта до простых бытовых предметов, – поэтому с первых дней оккупации начались массовые грабежи населения со стороны румынских солдат. Ежедневно на строительство укреплений по береговой линии, рытьё окопов и траншей насильственно привлекались десятки людей, работы проводились от темна до темна, невзирая на погодные условия. За уклонение от таких каторжных работ девушкам и женщинам полагался карцер, а молодых несовершеннолетних парней пороли плёткой.

Из молодёжи комсомольского возраста в станице остались в основном девушки и молодые женщины, а также несколько юношей, не достигших совершеннолетия и не успевших эвакуироваться.

В сельские населённые пункты, особенно туда, где не было активной партизанской деятельности, немецкая карательная полиция наведывалась редко, но станица Благовещенская являлась пограничным районом, поэтому гестапо здесь всё же появлялось. Молодые люди комсомольского возраста были взяты на учёт, их вызывали в гестапо с требованием сознаться, что они являются комсомольцами. Ребята категорически отказывались признать себя комсомольцами, называя разные причины. Признание, что состоишь в комсомоле, могло привести к эвакуации в специальный лагерь и даже грозило расстрелом.

К счастью, вызванные в гестапо другие жители станицы не подтверждали причастность молодых людей к комсомольской организации, и их на время оставили в покое.

В глубине души молодёжь рассчитывала связаться с подпольной комсомольской и партийной организациями города Анапы, чтобы организовать и скоординировать противодействие оккупантам, но по географическому положению станица Благовещенская, находясь на возвышенном степном пространстве, была отрезана от ближайших населенных пунктов и города значительным расстоянием. Выйти в то время за пределы тщательно охраняемой территории категорически запрещалось. Всякие перемещения контролировались полицией, появление на улице в ночное время грозило серьёзным наказанием.

В таких условиях у благовещенских комсомольцев не было никакой возможности осуществлять диверсионные акции или вступать с врагом в открытое противоборство, но им всё же удалось очень важное дело: наладить контакты с антифашистами, служившими в румынской армии. Эти военнослужащие занимались ремонтом радиоаппаратуры, относительно неплохо говорили на русском языке и периодически могли давать сведения о положении дел на фронте.

Так жители станицы Благовещенской, находящиеся в полном информационном вакууме, начали узнавать об успехах Красной Армии на фронтах, о знаменитой Сталинградской битве и о других победах. Это поднимало силу духа людей, находящихся под гнётом оккупационного режима, и укрепляло веру в нашу скорую общую победу. И всем очень-очень хотелось, чтобы наступающая весна наконец-то принесла долгожданную свободу, но в один из весенних дней полиция начала проводить массовые облавы и людей стали силой доставлять к дому, где временно располагалось прибывшее в очередной раз гестапо. В течение ночи проходили допросы, на следующий день часть задержанных отпустили, а десять человек оставили в камерах. Три дня они провели в заточении, а затем в ночь на 6 апреля 1943 года их вывели за пределы станицы, где всего в километре от населённого пункта было подготовлено место для казни. Пятеро комсомольцев и пять мирных жителей станицы Благовещенской, среди которых двое несовершеннолетних детей, были расстреляны.

Как потом стало известно, инициатором этого бесчеловечного злодеяния стал начальник полиции. Это бывший местный житель, дезертировавший с фронта, ставший предателем и провокатором, пытаясь заработать к себе доверие у новых хозяев за назначение на высокую должность, выдал комсомольцев, а некоторых абсолютно невинных людей просто оклеветал. Более того, он сам лично принимал участие в чудовищной акции уничтожения односельчан.

Но никакие жестокие действия со стороны гестаповцев и их приспешников уже не могли укрепить и сохранить существующую оккупационную власть, люди чувствовали, что приближается освобождение от ненавистного ига, и через несколько месяцев это освобождение состоялось.

В сентябре бойцы 55-й Гвардейской Иркутско-Пинской дивизии освободили станицу Благовещенскую от немецко-фашистской оккупации, а 18 октября на центральной площади состоялась церемония перезахоронения казнённых жителей. Их похоронили рядом с братской могилой воинов Красной Армии, павших при освобождении станицы. Через несколько лет на месте захоронений был открыт памятник.

Братская могила.png
Братская могила бойцов Красной Армии, погибших при освобождении станицы Благовещенской, и жителей, казнённых фашистскими захватчиками (фото взято из открытых источников).

 Само место, где в ночь на 6 апреля произошла трагедия, после перезахоронения было огорожено и отмечено деревянным знаком как напоминание о злодеянии и чудовищной жестокости нацистов, но за последующие годы и десятилетия о нём как-то подзабыли: всё обветшало, а огороженная территория заросла сорняками. 

Сменилось поколение, Благовещенская стала популярным курортом, в неё потоком хлынули люди из других регионов на постоянное место жительства. Станица активно расстраивалась и разрасталась, и постепенно вокруг появились приусадебные участки и дома, а живущие в них люди даже и не подозревали, что рядом расположено мемориальное место, несущее память о печальных и драматических событиях периода оккупации.

И время продолжало бы отодвигать и стирать в памяти живущих поколений трагические моменты прошедшей войны, если бы рядом не находились неравнодушные люди, напоминающие нам об этих событиях и сохраняющие память о них.

Татьяна Алексеевна Грузкова, выбранная ответственной за чистоту и порядок квартала, где проживает, решила обойти свою территорию, чтобы убедиться, имеет ли она надлежащий вид накануне праздника 9 Мая. В конце одной из улиц в глаза бросился заросший бурьяном квадрат земли, на котором валялись сгнившие доски и какой-то мусор.

Стала выяснять у людей, проживающих в соседних домах, что это за заросшая территория и кто там намусорил, но никто ничего вразумительного ответить не мог. Все утверждали, что когда здесь приобретали участки и строили дома, то это уже всё было. Одна из женщин ей подсказала, что слышала, будто это какое-то символическое место или захоронение, а какое, она точно не знает. И Грузкова вспомнила, что ещё, будучи школьницей, она слышала, что во время войны нацисты где-то примерно в этом месте зверски казнили жителей станицы.

На следующий день, когда они вместе с племянницей очистили от мусора и сорняков заросшую территорию, она окончательно убедилась, что трагедия произошла именно здесь. Даже после тщательной уборки всё представляло достаточно унылое и неприглядное зрелище. «Такое памятное место накануне Дня Победы должно выглядеть иначе», - подумала Татьяна Алексеевна и направилась в администрацию Благовещенского сельского поселения.

Место казни.png
Так выглядела после уборки территория с памятным знаком на месте расстрела фашистами жителей станицы.

Там она предложила в память о погибших установить закладной камень с указанием их имён, что в канун праздника Победы было бы очень символично. В администрации её внимательно выслушали, обещали поддержку, но предложили всю инициативу взять в свои руки.

И Грузкова начала действовать. Во-первых, где взять камень? Подсказали, что это можно сделать в каменоломнях Темрюка. Пришлось несколько раз туда ездить, договариваться с руководством, объяснять для какой цели, найти именно то, что необходимо, и, наконец, – привезти!

Большую помощь в этом мероприятии ей оказал депутат Благовещенского сельского округа Николай Иванович Морарь. Подключились и члены семьи Татьяны Алексеевны, её муж и сын. Их общими усилиями была подготовлена площадка и памятный камень был водружён на своё место.

Единственное, что им не удалось сделать, так это изготовить и закрепить металлическую табличку с фамилиями и именами всех погибших от рук карателей односельчан. Проблема в том, что не все имена и отчества доподлинно установлены, поэтому в городской архив был сделан официальный запрос из администрации Благовещенского сельского округа. Пока пришлось установить временную табличку, но к следующему году, считает Грузкова, всё будет так, как задумано.

Грузкова.png

Татьяна Алексеевна Грузкова рядом с памятным камнем, установленным на месте расстрела фашистами жителей станицы Благовещенской в период оккупации.

Табличка.png

Временная табличка с указанием фамилий и имён жителей станицы на месте расстрела.

О событиях, происходящих в период оккупации станицы Благовещенской, о людях, пострадавших в результате предательства и подлости, я рассказал со слов человека, который также был занесён в этот страшный список, но чудом избежал трагической участи. Сейчас его уже нет в живых, а на момент ареста тяжёлое заболевание и бессознательное состояние спасли ему жизнь.

В августе этого года я отдыхал в Анапе и не удивился телефонному звонку Татьяны Алексеевны Грузковой, которую хорошо знал. Она просила приехать в Благовещенскую для важного разговора. Мы встретились у здания администрации, и она рассказала о своей инициативе, с чего всё началось, что уже сделано. Зная, что я интересовался историей гибели благовещенских комсомольцев, она хотела у меня уточнить имена и отчества некоторых погибших, чтобы правильно сделать гравировку на металлической пластине. К сожалению, я ничем не мог помочь, потому что знал только имена этих людей.

Мы поехали к мемориальному месту, и я спросил Татьяну Алексеевну, что её побудило заняться такой непростой, хотя очень важной и благородной общественной работой. Она ответила очень просто: «Когда увидела, в каком всё состоянии, сердце защемило. Это память об ужасах прошедшей войны, мы хоть что-то об этом помним, а подрастающие поколения ничего об этом не знают, а надо, чтобы знали и чтобы помнили».

В последнее время мы очень много говорим о патриотизме и патриотическом воспитании молодёжи. Да, это и любовь к Родине, и чувство долга, и сила духа, и способность пожертвовать собой ради высших идеалов, но это общие высокие слова, а в повседневной жизни должны быть конкретные примеры, побуждающие молодых людей задуматься о смысле своего бытия и о своих ценностных предпочтениях. Патриотизм, мне кажется, это ещё и желание знать и ценить историческое прошлое своей страны, сохранять память о героических и трагических страницах жизни своего народа и передавать её грядущим поколениям.

Об этом очень хорошо сказала простая русская женщина Татьяна Алексеевна Грузкова: «...чтобы знали и чтобы помнили».

Владимир Орел. Благовещенская – Санкт-Петербург

Как ранее писал "Блокнот Анапа", анапчанам предлагают увековечить память своих родственников-фронтовиков в книге "Лица Победы".

У вас есть про кого рассказать в проекте "Лица Победы"? Присылайте нам свои письма и фотографии на редакционный WhatsApp 8 (988) 32-00-123 или на почту pr@bloknot-anapa.ru 

Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на нашу группу в Instagram и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, FacebookВКонтакте.

Новости на Блoкнoт-Анапа
2
0