«Немцы без разрешения занимали наши комнаты»- анапчанка о Великой Отечественной войне
Читайте также:
- «Жив и здоров. Желаю вам того же»: письмо с фронта прислали в редакцию «Блокнот Анапа» (08.03.2018 11:01)
- «Беременную женщину нацисты подвешивали за ноги» - анапчанка прислала историю в рубрику «Мы помним» (05.03.2018 10:02)
- «Мама пекла лепешки из гнилой картошки», - вспоминает военное детство жительница Анапской (03.02.2018 08:03)
Анапчанке Валентине Федоровне уже 94 года, но она очень хорошо помнит военное и послевоенное время.
В семье Головко Федора Матвеевича и Марии Матвеевны в городе Анапе 29 (19) мая 1923 года родилась дочь Валентина. Отец работал извозчиком, мать – няней. Они имели свое небольшое хозяйство. В семье уже была старшая дочь Дарья, которой было 13 лет. Она занималась младшей сестренкой, помогала родителям по хозяйству. В семье был участок земли, на котором в 1911 году построили дом. Это был небольшой домик, состоящий из двух комнат, но во дворе было много хозпостроек. Со временем этот дом перестроили, достроили, и Валентина Федоровна с внуками и правнуками так и живет в своем родовом доме.
-Дом был из двух комнат, а остальное были длинные сараи. У нас была корова, еще какое-то хозяйство, пара лошадей. Отец ездил на лошадях, в то время на лошадях ездили все – даже во время Великой Отечественной войны. Советская власть нам выдала землю. Городским давали по полгектара земли на едока (члена семьи), а в районе Цыбанобалки по 0,75 гектара. Родители взяли несколько гектар земли в районе Цыбанобалки. Часть земли засадили виноградниками, а на части пахотной земли сеяли рожь, пшеницу, кукурузу. Но так и не дождавшись винограда, в 1925 году у нас умер папа. Мне было тогда 2 года, - рассказывает Валентина Федоровна.
Как и большинство детей, Валентина пошла в школу. Многие из ее одноклассников прославили свою Родину. Валентина Федоровна вспоминает с чувством гордости о Кате Соловьяновой. Катя жила с мамой, жили они бедненько в комнатке общежития. Мама Кати была уборщицей в сельскохозяйственном техникуме, папы у нее не было. Во время войны Катя была в партизанах. Их вместе с мамой замучали фашисты. В честь подвига юной отважной партизанки Кати Соловьяновой, погибшей от рук немецких захватчиков 25 ноября 1942 года, в 1965 году решением Горисполкома присвоено улице Бугурской ее Имя. Самая зеленая улица города Анапы ныне носит имя Кати Соловьяновой. Еще одна одноклассница Валентины, Лида Парафонова, заболела в партизанах – там же в лесу ее и похоронили.
Окончив 8 классов, Валентина работала в магазине продавцом. Но благодаря своему начальнику, выучилась на бухгалтера. В свободное время любила ходить на танцы в Кусзал.
Когда началась война, остановили стройку и многих сократили, а Валентину Федоровну перевели работать в столовую кладовщиком, там ей выделяли машину, каждый день она привозила свежие продукты из Супсеха. Позже эту столовую заняла воинская часть, где Валентина и познакомилась со своим будущим мужем. Валентина Федоровна от военкомата с 1943 года работала вольнонаемной в Керченском отделении военторга в бухгалтерии. Когда освободили Керчь, их отделение было переведено. Валентину от военкомата взяли работать в Новороссийское отделение военторга, но работала она в основном в городе Анапе. Все военторги причислялись к действующей армии, обслуживали армию продуктами. Поэтому Валентина Федоровна является участником Великой Отечественной войны.
Муж Валентины был техником – ремонтировал самолеты. Когда наша армия отходила, летная часть №10, где служил муж Вали, заняла аэродром. На ночь он приходил домой. В конце августа 1942 года, когда немцы были уже совсем близко, летную часть эвакуировали, и муж Валентины понес билет эвакуации, чтобы эвакуировать уже беременную жену и ее маму. Эвакуировали всех баржами и катерами в Новороссийск. Сестра Дарья отговаривала их ехать, потому что в ближайшее время предстояли роды. Валентина решила послушать сестру и остаться. По счастливой случайности, женщина осталась жива, так как эвакуированные погибли в море, немцы потопили все катера. После эвакуации летчики перелетели в Геленджик и пробыли там год.
Более года, с 31 августа 1942 года по 21 сентября 1943 год, Анапа была оккупирована войсками нацистской Германии и ее союзников. Оставленный практически без боя город был занят гитлеровцами 31 августа 1942 г. Шок первого месяца оккупации, в течение которого захватчики устанавливали в городе «новый порядок», сопровождавшийся расправами с советскими активистами и их семьями, сменился периодом, когда анапчанам пришлось приспосабливаться к новым непростым условиям жизни в городе, занятом врагом.
Беременная Валентина с мамой и бабушкой жили в одной комнате, потому что вторую комнату занимали трое немцев.
-Немцы не спрашивали «можно?» или «нельзя?», заходили – занимали комнаты и жили. Немцы не обижали и не трогали нас, и мы также не трогали их, - вспоминает анапчанка.
От голода спасала репа и местная рыба - тюлька, больше ничего не было. Несколько раз в подвале летней кухни приходилось прятать партизан, а потом к ним приходили полицаи и все перерывали. Было очень страшно. Стирать приходилось в море. Как-то стирали в районе высокого берега, и море выбросило на берег нечётное число бескозырок погибших моряков.
В январе 1943 года, когда Валентине пришло время рожать, немецкий солдат, живший в доме, отвел ее ночью в больницу. Если бы не он – могло бы случиться непоправимое, так как в это время был комендантский час, на улице находиться было нельзя. У Валентины Федоровны родился сын Леонид.
Однажды во двор упала бомба – все прятались в одной комнате. А второй раз, когда немцы уже были на Джемете и стреляли оттуда – снаряд попал в прямо во вторую комнату (но никто не пострадал, потому что были в другой комнате). Но бомба ударила в «дымарь» и разбила печку, вырвала окно и дверь. Мама Вали где-то нашла боковое окно от машины и вставила его в оконный проем своего дома. Русские солдаты ходили и смотрели, живы люди или нет. Мама Мария вышла и сказала, что живы. Солдаты поздоровались и ушли.
Город был взят румынскими воинскими частями, а о практиковавшемся румынами мародерстве, анапчане уже были наслышаны. Поэтому, остававшиеся на занятой врагом территории семьи пытались спрятать от мародеров наиболее ценное имущество. Брать в доме семьи Валентины Федоровны было нечего, в комнате были две кровати, люлька и главная ценность семьи – швейная машинка.
Однажды в дом зашли румыны. Офицер румын увидел машинку и сказал, что здесь будут шить рубашки, брюки. Каждое утро румынский солдат приходил или приезжал шить вещи на машинке.
Когда освободили Крым, летчики перелетели в Евпаторию. В феврале 1944 года, когда уже началась война с Японией, летная часть должна быть переведена на Японский фронт, и муж Валентины Федоровны должен был уехать.
«Валечка, приезжай, нас переведут и неизвестно – останусь жив или нет» - писал в письме муж Валентины.
В это время в Ливадии была Ялтинская конференция. Конференция проходила в Ялте, в Крыму, и стала последней конференцией лидеров антигитлеровской коалиции «большой тройки» (Черчилль, Рузвельт и Сталин) в доядерную эпоху, проехать без пропуска было невозможно. Валентина Федоровна поехала в Новороссийск к начальнику военторга и попросила командировочное удостоверение, чтобы можно было проехать в Крым и обратно. К тому времени, когда Валентина готова была ехать, Японская война заканчивалась, и поездку летной части отменили, они остались в Евпатории. Валентина с ребенком поехала к мужу и пробыла там неделю.
После окончания войны им пришлось расстаться. Но она никогда не оставалась одна, дважды выходила замуж.Многие годы она посвятила работе: работала кассиром, бухгалтером, главным бухгалтером. Приходилось работать и завхозом в пионерлагере, куда в 1947 году ей помогла устроиться хорошая приятельница Матрена Ивановна (ей сейчас 102 года). В конце сороковых – начале пятидесятых Валентина Федоровна работала на Сахалине в Корсакове в течение пяти лет.
После возвращения с Сахалина в Анапу она жила с тремя детьми и старенькой мамой. Мама никакой пенсии не получала, жили все на зарплату Валентины, было очень тяжело. Сестра Даша иногда что-то давала из еды, если успевала припрятать тайком от мужа и свекрови. Необходимо было кормить семью, поэтому нужно было устраиваться работать.
Она устроилась на кирпичный завод, где проработала в бухгалтерии 18 лет, затем в АТП Терсовет главным бухгалтером до самой пенсии.
Валентина Федоровна имеет множество грамот за доблестный труд во время войны и в мирное время, является ветераном труда.