Анапа Вторник, 26 ноября

Пережившая блокаду Ленинграда анапчанка недавно узнала свои настоящие имя и фамилию

В Анапе есть организация «Блокадники Ленинграда» (организация инвалидов-ветеранов Великой Отечественной войны). В Анапе 21 фронтовик – это участники обороны и прорыва блокады, жители оккупированного города. Встречи ленинградцев проходят в обществе инвалидов, в обществе слепых, в клубе «Ветеран» На собраниях ветераны поют, танцуют, проводят «Уроки мужества» для подрастающего поколения.

На днях  в Центральной библиотеке Анапы ветераны отметили круглую дату - 75 лет со дня освобождения Ленинграда от 900-дневной фашистской блокады. Эту дату отмечают в соответствии с ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 года. Не все смогли прийти на встречу по состоянию здоровья. Среди них есть и маломобильные. К ним отправились волонтёры. Всем блокадникам были вручены памятные знаки ко дню освобождения Северной столицы и подарки от главы администрации.

Встреча прошла в библиотеке не случайно: 27 января в России отмечают сто лет со дня рождения писателя Даниила Гранина, автора «Блокадной книги». Произведения о страшных днях блокады Ленинграда и освобождении города, а также о героях этой битвы можно почитать в ЦБС Анапы. Это «Блокадная книга», «Твой герой Ленинград», «Блокада Ленинграда в рассекреченных архивах» и т.д.

Активисты организации – Александр Орлов и Галина Яшкина. Они неизменные участники всех мероприятий для ленинградцев. Орлову 82 года. Он до сих пор выступает на большой сцене с патриотическими песнями для молодёжи. Он считает, что у него две Родины - Анапа и Ленинград. У Орлова есть нагрудные знаки – «100 лет ВЧК», «Житель блокадного Ленинграда», «Отличник погранвойск», «Орден за службу Родине». У него двое детей и четверо внуков. Сам он с детьми родился в Ленинграде, а внуки уже в Санкт-Петербурге. 

Вот что вспоминает Орлов о блокаде сегодня: «Учёные подсчитали, что дети запоминают сильные отрицательные и положительные эмоции с четырёх лет. Мне как раз было 4 года, когда началась война. Разве можно забыть, когда хотелось есть, а мама говорила: «Где я тебе возьму?» Есть магазины, но они закрыты, написано: «Хлеба нет и не будет». Ленинград был закрыт, и фашисты говорили: «Мы вас голодом уморим». Многие умирали от голода. Наиболее тяжёлый год был 42-й. Первый год легче было, а потом всё подъели: пропали кошки, собаки. Что делать? Жить-то охота каждому. С мамой ездили в пригород Ленинграда на мёрзлые поля за картошкой».

Его современница Галина Яшкина (Бурма) во время блокады осталась одна на улицах города. Ей был всего годик.

Удивительный момент в жизни этой женщины: только недавно Галина Николаевна узнала свои настоящие Ф.И.О. Всю жизнь она жила под чужим именем. Не так давно ей ответили из Российского общества Красного Креста (Москва. ГСП-3, Кузнецкий мост, 18/7), где по крупицам восстановили историю её рождения. Она родилась 01.01.1940 года. Выяснилось, что её настоящие Ф.И.О. Севрюкова Галина Алексеевна. Сегодня у Яшкиной двое внуков.

Яшкина (4).jpg

Вот как вспоминает свою историю Яшкина: «Когда началась война, мне было всего полтора года. Отец ушёл на фронт, а я осталась одна с мамой и бабушкой. Родилась я в Петродворцовском районе, поселок Стрельна. Мало что помню из своей жизни. Запомнила только тёмную большую комнату, где лежат бабушка и мама, а я постоянно хочу кушать и прошу у них есть. И холод, жуткий холод. Прошу меня согреть. Они молчат, я хожу, им глаза открываю. В моём детском понятии было, что они спят. Но мама и бабушка ушли из жизни. Они чувствовали, что не перенесут голод, и повесили мне на грудь крестик и свидетельство о рождении. К моему счастью или несчастью, дом разгромили. На улице меня в январе подобрал солдат и отнёс в эвакопункт. 

Выставка Диалог сквозь годы (2).jpg

До сих пор через разные источники я пытаюсь найти или восстановить имя того солдата. Может, через ваших журналистов или читателей я смогу сделать это.

Так в 1943 году я была направлена в Кировскую область в Дом малютки. Там тоже было голодно. Попросили людей, которые не имеют детей, взять меня на воспитание, чтобы прокормить. Меня усыновила семья в марте 1943 года. Отца в мае забрали на фронт. В конце 43 года приёмной матери пришла похоронка. Она не пережила и ушла из жизни. И я была снова отправлена в детдом для взрослых детей, в Уржум. Там я прожила до десятого класса. Уехала в Свердловск, поступила в училище на токаря. В советские годы работала на сложной мужской работе на благо страны».

Вот такие удивительные судьбы людей встречаются в городе-курорте. И сейчас наши блокадники не сдаются и сегодня, несмотря на возраст, болезни. 

Как ранее писал "Блокнот Анапа", кое-кто из анапчан верит, что под Лысой горой живут «капитаны Немо».

Маторина Анна


Новости на Блoкнoт-Анапа
3
0