«Погибнут рыбы и птицы» – чем грозит разлив мазута из пострадавших танкеров вблизи Анапы
Фото: Известия.ру
Читайте также:
Накануне, 15 декабря, в Керченском проливе получили серьёзные повреждения сразу два танкера с нефтепродуктами. В результате трагедии судна «Волгонефть-212» один человек погиб, 11 госпитализированы в Горбольницу Анапы.
Второе судно – «Волгонефть-239» – село на мель. На данный момент операция по спасению экипажа завершена. Все 14 человек благополучно эвакуированы на берег.
"На борту судна "Волгонефть-212" находилось 4,9 тысячи тонн мазута. На танкере "Волгонефть-239" - 4,3 тысячи", - сказал собеседник информагентства. Объем произошедшей утечки топлива устанавливается. Организованы работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов, в них задействованы более 200 человек.
То есть, каждый из танкеров перевозил более 4 тысяч тонн мазута. Пока масштабы разлива нефтепродуктов не оглашаются, но экологи уже просчитывают возможные негативные последствия.
Так, по их словам, одна капля мазута создаёт на поверхности воды плёнку площадью около одного метра. Через нее невозможен газообмен с воздухом. При этом, массово погибнут водные беспозвоночные организмы, а следом и рыбы, которые просто останутся без пищи.
Мазут, в отличие от нефти, более плотная фракция, поэтому помимо образования плёнки в холодной воде он скатывается в шарообразные куски и опускается на дно. Причём в штормовую погоду процесс происходит быстрее.
По мнению экспертов, мазут угрожает отравлением организмам, питающимся донными отложениями, в том числе тем, которых люди употребляют в пищу. Кроме того, нефтепродукты могут активно нафильтровывать в себя двустворчатые моллюски, те же мидии, устрицы. Часть мазута растворится в воде, что приведёт к отравлению рыб и млекопитающих, тех же дельфинов.
Для водоплавающих птиц это тоже будет смертельная беда, а они там сейчас как раз массово зимуют. Нефть будет облеплять перья, птицы не смогут летать, а также будут гибнуть от переохлаждения. Спасти некоторых птиц может получиться, если вовремя промыть им перья, но во время шторма сделать это сложно.
Черному морю потребуются годы, чтобы самому очиститься от загрязнения, а негативное влияние можно снизить механическим сбором нефтепродуктов. Но делать это можно только в штиль и при небольшом волнении. Шторм затрудняет работу ликвидаторов, и загрязнение может разметать по акватории.
Сейчас подсчитать ущерб невозможно, но похожие катастрофы уже случались. В 2007 году в Керченском проливе затонули четыре судна, в результате в море попали 2 тысячи тонн мазута и 7 тысяч тонн серы. Погибли больше 30 тысяч птиц, десятки километров береговой линии были загрязнены.
По факту катастрофы, в Следственном комитете возбудили уже два уголовных дела. По одному инкриминируется «нарушение эксплуатации транспортных средств», по другому, более серьезному, «причинение смерти по неосторожности». Напомним, моряк одного из танкеров погиб.
На ситуацию наслаивается еще и тот момент, что танкеры «Волгонефть», по мнению экспертов, не предназначены для эксплуатации в зимний период. Более того, они должны использоваться исключительно на реках.
Такое мнение высказал Леонид Глушак, председатель отделения Общероссийского союза моряков. Однако эколог Сергей Грибалёв уверен, что у спасательных служб есть все необходимые средства для предотвращения загрязнения моря.
Однако погодные условия остаются сложными. Низкая температура воды может оказать положительное влияние: нефтепродукты начинают превращаться в комки, что замедляет их распространение по поверхности.
Таким образом, несмотря на возникшие трудности, имеются подходящие возможности для минимизации ущерба экологической системе. Что же будет на самом деле, покажет время. «Блокнот Анапа» будет следить за развитием событий.
Сергей Кудрявцев
Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте. Наш канал Дзен.
Новости на Блoкнoт-Анапа