Анапчанка вспоминает времена, когда койку на курорте можно было снять за рубль
Читайте также:
Люди, пережившие войну, часто вспоминают голодное время. Анапчанка Тамара Тарасенко, которой исполнилось уже 84 года, кроме ощущения голода, вспоминает, как училась в военное время.
Отец Степан Павлович Мацко защищал Москву и Сталинград, был ранен в голову и ногу. В военное лихолетье Тамаре пришлось много путешествовать с отцом: Украина, Латвия, Карачаево-Черкесия. Мать умерла в 1940 году от «криминального аборта», а мачеха падчерицу не жаловала, вспоминает Тамара Степановна. Она прятала от нее не только скудный провиант, но и одежду зашивала в наволочку.
- Отец отдавал мне свои продуктовые карточки, по которым выдавали фасоль, горох, картофель, полстакана молока и 100 граммов хлеба. Мысли были только о том, что бы положить в рот, - откровенно признается Тарасенко.
После войны семья оказалась в станице Слепцовской. «Это была грязная деревня с одним фонарным столбом», - вспоминает женщина. В 1952 году отец забрал дочь в Анапу. Яркий солнечный курорт сильно отличался от маленькой станицы. Самым популярным пляжем был Высокий берег, такого количества туристов, как сейчас, не было. Берег моря казался шире, лежаков не было. Тома училась в восьмом классе, и отец нашел жилье на ул. Протапова, 24, рядом со школой. Взрослому койку сдавали за рубль, а детям за 50 копеек в сутки. Школа была напротив дома, направо, рядом торговали прямо с земли, вспоминает Тамара Тарасенко. Она и сегодня посидела бы за партой юности, но этой школы уже нет, хотя бывшая ученица четко помнит, что школа была видна из окна, только сейчас там сквер с соснами, а раньше такой густой растительности не было.
Одни соседи говорят, что школы в этом районе никогда не было (ближайшие на ул. Самбурова и И. Голубца), другие вспоминают, что в 50-е годы на углу улиц Крепостной и И. Голубца действительно была начальная школа. Она была в бараках, потом их отдали под жилье, а потом снесли и построили на этом месте современное многоэтажное здание с закусочной и аптекой.
- Недостатка с тетрадями и учебниками в анапской школе не было, - вспоминает женщина. - Тогда как в первом классе в Ульяновской области у них был один букварь на весь класс, и ребята писали на газетах между строчками. Поэтому с успеваемостью было плохо, дети оставались в одном классе по 2-3 года.
С любовью вспоминает женщина душевных анапских учителей: Галину Алексеевну, учительницу французского и немецкого языков. Нравились уроки русского языка. Учителей благодарили сахаром: хлебосольный отец Тамары после войны работал с продуктами, был водителем. Тарасенко вспоминает, как впервые увидела в Анапе легковой автомобиль. До этого она видела только военную грузовую технику, которая прочно ассоциировалась с бомбежкой. Степан Мацко сказал тогда пророческие слова: «Запомни, когда-нибудь все в Анапе будут ездить на автомобилях». На время семья переехала в Моздок, но потом вновь вернулась в Анапу, где проживает и сегодня, в Супсехе, на ул.Чапаева. И действительно, сегодня в Анапе все ездят на машинах.