Общество,
20.01.2020 13:15
«Каждого могут пустить на ливер и никто не спросит, хотим ли мы этого?»-возмущена анапчанка
Читайте также:
- В Анапе 12-летний каратист с диагнозом ДЦП получил золотую медаль на соревнованиях (10.07.2019 20:02)
- «Я вскрывал трупы, чтобы докопаться до сути»: эпизоды из жизни анапского судмедэксперта (06.07.2019 16:01)
- Анапчанка возмущена: человек умер своей смертью, а родня должна платить за вскрытие? (04.07.2019 20:01)
Очередная волна шума по поводу трансплантации органов прошла в СМИ и в соцсетях. Кто и с какой целью периодически подогревает интерес к этой теме, сказать сложно. На днях в редакцию "Блокнота" также прислали сообщение, в котором прозвучал вопрос: "Правда ли, что у каждого из нас могут изъять органы, даже не спросив у родных и близких разрешения на это?" Разбираемся в ситуации...
Из письма анапчанки
"Слушайте, недавно узнала, что, подписывая в любом медучреждении обычную, казалось бы, бумажку на медобследования и т.д., собственно мы фактически даем согласие быть донорами на трансплантацию органов, причем по умолчанию. Это получается, пришел ты в поликлинику к врачу на прием, например ЭКГ сделать. Перед проведением процедуры тебе подсунули бумажку, ты ее подмахнул не глядя и всё? Тебя можно на ливер пускать, получается?! Кто ж будет стоять и читать бумажку, где внизу мелким шрифтом стоит ссылка на закон?"
С чего все начиналось в России
Ровно 30 лет исполнится 14 февраля 2020 года с того дня, как в России сделали первую трансплантацию: пересаживали печень. Но даже после этого отечественная медицина не сразу включила трансплантацию в свой арсенал. Пересадка органов трудно у нас пробивала себе дорогу, возможно потому, что советская медицина была в этом смысле достаточно консервативна, понятия "смерть мозга" тогда как бы не существовало. Первая операция по пересадке сердца больному прошла в 1986 году. Проводил её Валерий Шумаков на свой страх и риск. Сегодня Россия во всемирном регистре детских трансплантаций находится на пятом месте в мире.
"Мы работаем по презумпции согласия"
Сергей Готье, директор Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова в одном из интервью рассказал о том, что для забора органов не требуется согласия родственников, так как существует так называемая презумпция согласия. И якобы законодательных препятствий для этого нет.
Дело в том, что в далёком 1992 году Ельцин подписал закон о трансплантации органов и тканей человека. Как выясняется, он действует до сих пор.
Закон имеет один существенный недостаток: он допускает возможность, но не предусматривает механизма прижизненного волеизъявления человека. Данный закон основан на презумпции согласия и провозглашает возможность человека или его родственников сообщить лечебному учреждению, в котором констатируется смерть, о том, что этот человек раньше не хотел быть донором. Об этом можно прочесть в материале, опубликованном в "Российской газете" на днях.
Прокомментировать юридическую сторону вопроса журналист "Блокнота" попросил Вадима Ерёменко, директора общества с ограниченной ответственностью «Центр правового консалтинга»:
- Донорами у нас не становятся по умолчанию, как часто пишут люди в соцсетях. Действующее законодательство не содержит таких положений. Никто у нас не является донором по умолчанию.
Что же касается закона, подписанного Ельцыным, я согласен: механизма волеизъявления СОГЛАСИЯ ЛИБО НЕСОГЛАСИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ МОМЕНТ НЕТ.
Есть косвенные правовые инструменты, как то согласие, заверенное нотариусом или главным врачом лечебного учреждения, но на случай, если человек находится в бессознательном состоянии, эти инструменты бесполезны.
Приведу слова Антона Буркова, завкафедрой европейского права и сравнительного правоведения гуманитарного университета: "То, что написано в законе - это не презумпция согласия, это вменённое согласие. Ловушка для пациентов, потенциальных доноров и для их родственников, потому что их действительно ставят в ситуацию, когда их обманывают, не говорят и не сообщают важную информацию, которая помогает принять решение: давать согласие или не давать. Поэтому презумпция просто исключается, превращаясь в вменённое согласие".
Вывод напрашивается сам: прежде чем подписать какой-то документ, лучше изучить его пункты.
Lyubov.Ru
Как ранее писал "Блокнот Анапа", одержимая здоровьем и неудержимая в свои 80: история одной анапчанки.
А вы когда-нибудь читали согласие на проведение медпроцедур в медицинских учреждениях города, которое вам давали на подпись? Возникали ли у вас вопросы? Вы готовы отдать свои органы после смерти нуждающемуся больному? Считаете ли вы, что граждан вводят в заблуждение, пользуясь отсутствием знаний юридических норм и законов? Делитесь своими мыслями, пишите комментарии и присылайте мнения на редакционный WhatsApp 8 (988) 32-00-123 или на почту pr@bloknot-anapa.ru
Новости на Блoкнoт-Анапа