На «Комете» с ветерком: что тормозит развитие морских пассажирских перевозок через морпорт Анапы
Фото: legarhan.livejournal.com
Читайте также:
В навигацию-2023 между кубанскими курортами было перевезено более 52 тысяч пассажиров. Казалось бы, статистика положительная. Но эксперты считают, что все было бы гораздо лучше, но развитие морских перевозок тормозят ряд факторов.
Для сравнения: в навигацию 2021 года двумя скоростными судами перевезен 14 321 пассажир, в навигацию 2022 года — 40 868 пассажиров, за период с мая по 31 сентября 2023 года — 52 022 пассажира.
С августа 2023 года также стартовало регулярное морское пассажирское сообщение на судне «Комета» между морскими портами Анапа и Геленджик. Регулярное сообщение на маршруте, связывающем Анапу и Геленджик, как уже писал «Блокнот», выполнялось до 30 сентября 2023 года. Сколько именно было перевезено пассажиров, пока не сообщается, но популярность «Кометы» с каждым месяцем росла – это очевидно.
Ранее замгендиректора ООО "Черноморские скоростные линии" Рустам Рустамов заявил, что планируется развивать пассажирское морское сообщение между Анапой и другими курортами Краснодарского края. Говорилось также и о перевозках в соседние регионы.
Не первый год обсуждаются планы развития регулярного морского сообщения вдоль побережья из Сочи. Также заявлялось и о развитии сети яхтенных марин по всему краю, в том числе в Анапе. Хотя удовольствие это недешевое. По предварительным данным, создание десяти яхтенных марин со структурой маршрутного морского сообщения обойдется в 1 трлн рублей.
Как рассказали в министерстве транспорта региона, в Геленджике реализуется инвестпроект «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик». Заказчиком проекта – ФГУП "Росморпорт".
Казалось бы, все идет к тому, что Анапа окажется в сети активных маршрутных линий по морским пассажирским перевозкам. Но многие эти проекты так и остаются на словах или, в лучшем случае, на бумаге.
В чем же проблема? Несмотря на высокий спрос и интерес к морским пассажирским перевозкам, этот вид перевозок сложен в исполнении, в первую очередь, из-за нерентабельности, отмечает министр транспорта региона Алексей Переверзев. По его словам, из-за высокой стоимости мест стоянки и топлива у перевозчиков нет возможности снизить цену проездных билетов. В связи с этим деятельность, связанная с организацией морских пассажирских перевозок, требует государственного софинансирования.
Руководитель Международного морского бизнес-форума (SIMBF) Алексей Малько говорит, что морское пассажирское судоходство в Краснодарском крае может развиваться при условии его экономической целесообразности. Но то, что хорошо работало при СССР (например, «Кометы»), не работает сейчас.
«Времена изменились, изменился технологический уклад нашей жизни. Сейчас многие имеют личные автомобили, плюс вдоль берега курсируют комфортабельные автобусы и поезда, техническая эксплуатация которых более выгодна, чем эксплуатация судна, тем более скоростного.
Кроме того, присутствует сезонность морского бизнеса, что также делает билеты дороже. Погодные условия не всегда могут обеспечить выход в море судна. Плюс далеко не все граждане хотят испытать "морскую болезнь".
Морские пассажирские перевозки эффективны в Средиземном море, где нет альтернативы морскому транспортному сообщению между островами, островами и материком. Также они хорошо работают в Гибралтарском проливе, Сингапурском проливе, Босфоре и Дарданеллах, Ла-Манше на коротком плече», — резюмирует эксперт.
По материалам «Ъ» подготовил Сергей Кудрявцев
Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте.
Новости на Блoкнoт-Анапа