Анапа Вторник, 26 ноября
Общество, 30.10.2020 11:00

Писатель из Анапы Сергей Лёвин: «Создать бестселлер сразу не получится – чудес не бывает»

Имя Сергея Лёвина знакомо в Анапе даже тем, кто не интересуется литературой. А всё потому, что Сергей не зациклен на одной лишь работе и создании книг: герой рубрики «Лица города» часто выступает перед детьми и взрослыми, устраивает творческие вечера, играет в «Что? Где? Когда?». Словом, он всё время на виду, открыт для общения, хотя и загружен работой.

Несмотря на плотный график, Сергей рассказал о себе, творчестве и взглядах на жизнь.

– Как судьба занесла тебя из Котовска в Анапу?

– Сначала, это произошло ещё в 60-е годы прошлого века, она занесла сюда моих бабушку и дедушку. Оба они педагоги: бабушка – филолог, дед – учитель физкультуры. К ним я приезжал гостить практически каждый год, первый раз побывал здесь, когда мне исполнилось полтора годика. Так что Анапа, по сути, мой второй родной город. А окончательно перебрался сюда в 2001-м, когда после выпуска из вуза и года учёбы в аспирантуре так и не смог найти работу на Тамбовщине: ещё чувствовалось наследие 90-х, было туго с местами что на телевидении, что в газетах, а мне нравилась журналистика.

– Что уникального есть в Анапе, чем тебя привлекает этот город?

– Я люблю Анапу за особую атмосферу, за то, что она очень гостеприимно приютила меня двадцать лет назад, и, конечно, за природу. Море – это и источник вдохновения, и концентрация силы. Я плаваю 4-5 месяцев в году, часто ежедневно. И вся моя семья такая же, водоплавающая.

Ещё здесь живут мои друзья: писатели, художники, журналисты, библиотекари, яркие и интересные люди. Мне комфортно в Анапе и летом, когда она превращается в жужжащий улей, и в межсезонье, когда она полна достоинства и покоя. Это очень мой по духу город.

– Что повлияло на выбор твоей деятельности, работы? Откуда черпаешь вдохновение?

– Я рано начал читать, за пару лет до школы. Первую прочитанную самостоятельно книгу, кстати, взял в анапской центральной библиотеке в 12 микрорайоне. Это была «Курочка ряба», и в ней было страниц 10-12. А второй книгой стал уже 400-страничный «Карлсон», я быстро вошёл во вкус.

В 5 лет сочинял истории с картинками – сейчас их бы назвали комиксами. В 7 или 8 написал первый рассказ про одноклассников. Потом были повести и попытки романа. А когда поступил на филфак в Тамбовский университет имени Державина, попробовал силы в рецензиях на музыку и кино. Начал писать репортажные тексты, интервью, очерки, публиковался во многих местных газетах.

Но всё это время, помимо работы, мне нравилось рассказывать истории. Этим и сейчас в свободное время занимаюсь.

– Издавна литература делится на элитарную и массовую, а где-то и второсортную. По-твоему мнению, что ты отнесешь к произведениям и авторам класса «А», а что – класса «Б»?

– Знаешь, я сейчас скажу крамольную вещь для многих авторов, считающих себя серьёзными писателями. Мне нравится жанровая литература. Мне по душе, когда читатель получает от процесса удовольствие, когда книга его захватывает и не отпускает до самого финала.

Безусловно, я ценитель отечественной классики, к этому и образование обязывает, да и любой уважающий себя автор должен знать золотой фонд русской литературы. В этом году с невероятным удовольствием перечитывал прозу Пушкина, «Петербургские повести» Гоголя. Но мне не менее интересно, что происходит в творческом процессе здесь и сейчас.

Поэтому на моей книжной полке рядом стоят «Капитанская дочка», «Маскарад», «Белая гвардия» и, например, «Бумажный саксофон» Ирины Иваськовой, «Неучтённая планета» Дарьи Бобылёвой, «Библиотекарь» Михаила Елизарова, «Море Микоша» Дарьи Тоцкой, «Навигатор» Светланы Макаровой, «Кошка Архимеда» Николая Ивеншева, «Я тебя никогда не прощу» Елены Борода и много, очень много чего ещё.

Если говорить об «А» и «Б», то не хочу и не буду никаких ярлыков навешивать, скажу лишь, что самое важное – качество текста. Если массовая литература написана умно, грамотно, тонко, с душой и фантазией, если она пробуждает чувства и мысли, то она ничем не хуже какого-нибудь нуднейшего квазифилософского романа от обласканного критиками автора, на котором обычный читатель застрянет на третьей странице.


– Расскажи о своих интересах: музыка, кино. Почему нравится именно это?

– Ой, об этом я слишком много могу говорить. Если кратко, то любимые музыкальные жанры – это русский рок, трип-хоп, этно, умная электроника. Например, многие годы обожаю «Аквариум», «АукцЫон», Depeche Mode, Massive Attack, Unkle, Sting, Theodor Bastard, Инну Желанную, Оле Лукойе. А так я всеядный, в плеере и «Горгород» Oxxxymironа есть, и Нойза несколько альбомов, и Mylene Farmer, и Moby, и «Рада и терновник». То же и с кино. Практически каждый вечер что-нибудь смотрю, поэтому часто не высыпаюсь, если фильм захватит. Люблю психологические драмы, мистику, чёрные комедии, триллеры. А так от Тарантино и Скорсезе до Андрея Звягинцева и даже Жоры Крыжовникова могу кино смотреть. Лишь бы цепляло.


– Какая черта нравится в людях, а какую терпеть не можешь? Чего ты не сможешь простить?

– Люблю открытость и доброту, её сейчас катастрофически не хватает. Терпеть не могу, когда меня обманывают, глядя в глаза. Когда в лицо говорят одно, а за спиной другое.

– Ты согласен с тем, что раньше (30-40 лет назад) литература была лучше, да и вообще искусство? Если да, то почему. Если нет, то почему.

– Невозможно оценить объективно. Кому-то нравится арт-рок 60-х и 70-х, другим – «Руки вверх» и Юрий Антонов. Кто-то обожает Рыбакова и Астафьева, а кто-то – Веркина или Липскерова. Для каждой эпохи актуальны свои авторы. Другое дело, что одни останутся в памяти, а иные забудутся, но это рассудит время. А я брюзжать не стану. Блистательные образцы литературы были полвека назад, есть они и сейчас. И будут свои – через 10 или 20 лет. Жизнь продолжается, каждый год появляются новые имена и новые замечательные произведения.

– Расскажи, долго ли пишутся книги?

– Как правило, работа над каждой занимает несколько лет: от стадии идеи до воплощения на бумаге. Буквально в этом месяце вышло уже третье издание моей сказочной повести про анапского дельфинёнка Антоху. Недавно нашёл рукописи первых глав – они датированы 2004-м годом. А сколько раз я весь текст переписывал, даже не вспомню.

Но мало написать! Надо так отредактировать, чтобы самому понравилось, а я очень строгий критик. Работая над последней версией дельфинёнка, вооружился бритвой Оккама и сократил текст почти на треть, сохранив при этом всю структуру. Но повесть от этого только лучше стала, мне кажется, заиграла новыми красками.

– Над чем ты трудишься сейчас?

– Редактирую рассказы для нового сборника. Это впервые с 2015 года будет книга, адресованная исключительно взрослому читателю. Рабочее название «Душа и мясо». В неё войдут новеллы, написанные с 2008 по 2018 годы, порядка 20 разножанровых историй.

– Поведай о своей семье: кто ждёт тебя у домашнего очага?

– Жена Ольга, с которой мы вместе идём по жизни вот уже 19 лет, а также дочь Света и сын Петя.

– Есть ли универсальный рецепт, как стать читаемым и уважаемым писателем?

– Универсального, думаю, нет. Но всем, кто хочет чего-нибудь достичь, лучше свыкнуться с мыслью, что их ждёт крайне непростой путь. Написать бестселлер сразу не получится – чудес не бывает. Литература – как и любое искусство, это изматывающая полоса препятствий и бесконечный труд.

Вот такой он – Сергей Лёвин: экспрессивный, любознательный, искренний и очень талантливый. Думаю, что, познакомившись с этим человеком, вы приобретёте очень многое!


1. С дедом Валентином Алексеевичем Кутуковым, Анапа, 1984


2. 1997 год, Тамбов. Первое выступление на сцене со стихами


3. Презентация альманаха "Парус" в Анапе, 2016 год


4. Эмоциональное чтение - это традиция


5. С новой книгой


6. Анапа, 1998 год.


7. На фестивале фантастики и комиксов #МАРСНАШ в Краснодаре


8. Книги Сергея Лёвина

Беседу вёл Дмитрий Василиади

Как ранее писал "Блокнот Анапа", Анапский писатель Сергей Лёвин стал призёром всероссийского конкурса литературной фантастики.

А вы знакомы с Сергеем Лёвиным? Пишите нам на  WhatsApp 8 (988) 32-00-123 или на почту pr@bloknot-anapa.ru


Новости на Блoкнoт-Анапа
  Тема: Лица города Анапа  
5
2