Анапа Пятница, 26 апреля
Общество, 09.04.2020 07:03

Анапчанка прислала в редакцию трогательное до слёз письмо своей мамы...

В альбомах многих анапчан хранятся фотографии бабушек и дедушек, чьи истории жизни неразрывно связаны с Великой Отечественной войной. На днях анапчанка Тамара Дудко прислала в редакцию трогательное письмо - историю своей мамы, Галины Кузьминой, о том нелёгком времени. 

УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

У каждого человека на всю жизнь остаются в памяти свои запахи, звуки, краски детства. У военного детства этих красок не было: они были украдены. И оттого воспоминания о нём не проходящие и безжалостны. Я стою у музыкального фонтана, рассыпающегося радужными брызгами, так удачно вписанного в природу серого камня искусной рукой человека. У фонтана в Пятигорске всегда многолюдно. И всегда в любое время дня, особенно летом, здесь много детей: нарядных и таких счастливых в своём полноценном детстве.

Я смотрю на этих играющих счастливых ребятишек, и память невольно возвращает в моё, точнее, наше детство… Мы так же ходили со своими родителями в «Цветник», счастливые и нарядные, ели довоенное мороженое, смотрели в Лермонтовской галерее мультфильм «Братец Лис и братец Кролик». А взрослые толпились за билетами у касс кинотеатра «Родина». И никто тогда не подозревал, что это были последние наши прогулки с отцами, что это были последние кинофильмы мирных дней.

Я переношусь к тем дням, когда страшное слово «война» вырвало нас из детства, сделав нас не по возрасту старше. Мы, так и не успев до конца познать всех радостей детства, стали жить той же напряженной, полной забот и тревог, что и взрослые, жизнью. Наш двор, а остались там в основном женщины, был очень дружным. Так было в начале войны, так было в дни самых суровых испытаний, выпавших на долю жителей Пятигорска с августа 1942 года. Чьё-то горе в нашем дворе было общим горем.

В нашем дворе был безнадёжно больной человек, который задыхался в жаркие дни лета. У Розы, так звали эту девушку, были необыкновенные длинные косы, и дети взирали на неё, как на принцессу из сказок. Известие о том, что единственный брат Розы погиб в боях за Родину, было невосполнимым горем не только для Розы, её матери - тёти Клавы, но и для всех жителей двора. И эта 17-летняя тяжелобольная девушка, в своём желании хоть чем-то помочь фронту и тем самым отомстить за смерть брата, пошла рыть окопы.

Это было на редкость ясное, солнечное утро, омытое недавним дождём. Моя кровать стояла у постоянно открытого окна, и первое, что я увидела, - это много бархатистых цветов, таких свежих, окрамлённых сверкающими каплями, чей терпкий запах заполнил весь двор. Эти цветы были для Розы, но ей никогда не суждено было увидеть их. Такие же цветы были вплетены в венки из туи, которые сделали женщины нашего двора, навсегда прощаясь с девушкой. А война приносила в наш двор всё новые беды.

Там, в скальной стене, что напротив здания теперешнего загса, есть дверь, окрашенная в безмятежно голубой цвет. Тогда к этому месту примыкала небольшая постройка, которая, по-видимому, имела сообщение с помещением в скале. Там тоже была дверь, уже я не помню, какого цвета она была, но за нею мы, дети, вместе со старшими провели не один час во время налёта вражеской авиации. Пляшущее пламя свечи, выхватывающее из темноты испуганные лица детей и женщин. Все всегда сидели молча, ожидая, когда минует опасность и можно будет выйти на свет. Выходили обычно закопченные, закапанные воском, не узнавая друг друга.

Приближение Советской Армии и её радостное ожидание мы почувствовали по разговорам взрослых. Радовались и мы, потому что у нас, детей, это ассоциировалось в первую очередь с возвращением хотя бы частично ставшего таким далеким детства.

Приближение наших частей-освободителей чувствовалось и по поведению оккупантов, старавщихся в те дни, напоследок, как можно больше успеть совершить кровавых дел на нашей земле. Тогда только и разговоров было, что немцы взорвали гостиницу «Бристоль», находившуюся у «Цветника», совсем рядом от нас. Позже, по рассказам моей матери и других жителей Пятигорска, я узнала, что были взорваны хлебозавод, электростанция, мост в Горячеводск. Такая же участь была уготована и Домику-музею Лермонтова, и только мужество и самоотверженность работников музея не допустили этого. Мужество и самоотверженность советских людей спасли и другие дорогие пятигорчанам места, которые готовился уничтожить враг.

…Первой заметила огонь внутри кинотеатра «Родина» наша соседка, тётя Сеня Абрамова. Спасали кинотеатр, одно из любимейших мест мирных дней, женщины, подростки не только нашего двора, но и соседних, ближайших дворов. И эти женщины, ни одна из которых не избежала тяжелейших испытаний войны, не растерялись.

…Я часто прихожу к этому переливающемуся в гамме разноцветья и музыке фонтану, брожу там, где прошло лишённое красок наше детство. Сюда меня приводили родители, потом я приходила со своими детьми – маленькими, потом взрослыми. И они теперь знают, чем были для нас эти уголки нашего детства в годы войны. И ещё у меня всегда есть уверенность, что ни одна я сюда прихожу. Возможно, мои сверстники из семьи Горбунковых, Джавадовых, Облесимовых (я теперь помню только эти фамилии) тоже приходят туда, куда зовёт память сердца. Возможно, мы иногда рядом стоим, не узнанные, отдалённые годами, но в чём-то очень близкие.

Война отняла не только детство: у кого – близких, у кого – жизнь. Но не смогла она отнять того, чем так силён советский человек – его силы духа.

Галина Кузьминова

фото для статьи.jpg

Если у вас в семейном архиве есть фотографии ваших родителей, бабушек, дедушек, которые пережили войну или погибли, защищая Родину, пожалуйста, присылайте всё в редакцию. Мы с удовольствием опубликуем ваши рассказы и фотографии из семейного альбома. Присылайте свои сообщения на редакционный WhatsApp 8 (988) 32-00-123 или на почту pr@bloknot-anapa.ru


Как ранее писал "Блокнот Анапа", когда будут проходить ЕГЭ в этом году: опубликовали проект расписания.
                                                                                                        Новости на Блoкнoт-Анапа
3
0