Анапа Суббота, 23 ноября
Культура, 23.12.2022 11:00

«Рецепт создания хита никогда не появится»: поэт и давний друг Анапы Михаил Шабров

Михаил Шабров - известный советский и российский поэт-песенник. Песни на его стихи исполняют многие российские "звёзды" эстрады: София Ротару, Роксана Бабаян, "Весёлые ребята". Среди самых известных песен, написанных на его стихи - "Лаванда", "Луна, луна", "Было, но прошло", "Хуторянка", "В городе Сочи тёмные ночи", "Сумасшедший дождь".

Михаил Зеликович в интервью корреспонденту портала "Блокнот Анапа" рассказал о творчестве, вдохновении и о том, почему, на его взгляд, эстрада сегодня переживает не самые лучшие времена.

- Какую песню на свои стихи вы бы могли назвать первым хитом, шлягером и когда пришёл первый явный, всесоюзный успех?

- Начну с того, что не вижу никакой разницы между словами «Хит» и «Шлягер» в русском языке. «Хит» - английское слово, «Шлягер» немецкое, а в переводе на русский – и то, и значит  популярное музыкальное произведение. С этой точки зрения, конечно, это песня «Лаванда», которую мы сочинили с композитором Владимиром Матецким, а исполнили её София Ротару и Яак Йоала. Кстати, песня шагнула и за границы Советского Союза, она издавалась в Финляндии, в Германии. Пели эту песню и группа «Кофе с молоком» из Италии.

А впервые она прозвучала 1 января 1986 года в программе «Новогодний голубой огонёк» тогда ещё Центрального телевидения СССР.


(В кабинете)

- С кем из композиторов вам было легче работать, а с кем трудней?

- Моих основных соавторов по песням и по музыкальным спектаклям и представлениям, которых, кстати, у меня более 25, можно пересчитать по пальцам: Владимир Матецкий, Вячеслав Добрынин, Гельсят Шайдулова, Александр Клевицкий, Владислав Агафонов, Виктор Началов, Игорь Кантюков, Филипп Кольцов, Игорь Гранов, Владимир Львовский, Александр Лёвочкин. С каждым из них у меня есть или были (к сожалению, Игорь Гранов совсем недавно ушёл от нас), тёплые дружеские отношения, с каждым из них мы отлично понимаем и понимали друг друга.

Создание песни – это коллективный труд, если ты только не автор-исполнитель. И результат этого труда зависит от того, какие отношения складываются в коллективе. Ни с кем из перечисленных композиторов у меня никогда не было горячих споров, были поиски вариантов, как сделать песню ещё лучше. Я всегда старался и стараюсь работать с теми, с кем у меня совпадают взгляды на те или иные творческие проблемы, с теми, с кем мне легко находить общий язык.

Работа должна приносить удовольствие, а не быть испытанием нервной системы.


(Михаил Шабров, Владимир Матецкий и Роксана Бабаян)


(Александр Ширвиндт, Михаил Шабров и Михаил Державин на съёмках ТВ-программы)


- Как рождаются ваши стихи? Что этому способствует? С чего начинается работа?

- Есть такая книга, которая называется «Алхимия слова». Её написал польский писатель Ян Парандовский. Она у нас издавалась. Он её писал больше 20 лет, и она посвящена исключительно тому, как создаются литературные произведения, рассказывает о тайнах ремесла поэтов и писателей… Вот в этой книге можно найти ответы на ваши вопросы. Всем известно, что говорила по этому поводу Анна Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как жёлтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дёгтя запах свежий, таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, на радость вам и мне». Вот и я беру темы для песен из той жизни, в которой я существую, из наблюдений, разговоров с друзьями, из подслушанных разговоров в магазине, на рынке, в общественном транспорте, из интернета…

- Как появились песни «Лаванда», «Хуторянка»? 

Эти слова первыми пришли в голову Владимиру Матецкому. Он сочинил на эти слова мелодии. А я уже к этим словам и на эти мелодии придумал и добавил другие слова.

Из многодневного беспрерывного дождя, который просто уже мешал жить, получились стихи «Сумасшедший дождь», которые потом положил на музыку Вячеслав Добрынин.

Есть песни, написанные на заказ к какому-то мероприятию. Так, с тем же композитором Матецким мы написали песню «Луна, луна», посвящённую фестивалю творчества известного художника Мартироса Сарьяна, который назывался «Цветы Мартироса Сарьяна»

Отдельной строкой песни, созданные для кинофильмов, которые подсказаны их содержанием.

В общем, у каждого песенного стихотворения своя вполне конкретная история.

Да, вы ещё спросили, с чего начинается работа? Естественно с замысла. Не хочу употреблять здесь такое расхожее, свойственное для описания работы людей творческого труда, слово как вдохновение, потому что всё вдохновение, говоря словами Флобера, состоит в том, чтобы ежедневно в один и тот же час садиться за работу. Это абсолютно верно, хотя про себя сказать этого не могу. Каюсь, бывает лень, да и не всегда самочувствие располагает к работе.

- Вы считали, сколько уже написано песен на ваши стихи?

- Не считал, но могу, с достаточно большой долей вероятности, сказать, что на порядок меньше, чем у ныне здравствующих известных поэтов-песенников. Я не беру в расчёт песни или, как я их называю, вокальные партии, написанные мною к мюзиклам и музыкальным спектаклям.

Один из лучших поэтов-песенников нашей страны Игорь Шаферан, с которым я был дружен, говорил мне, что в год можно написать 6-8 достойных песен. Правда, современные молодые авторы пишут столько песен в неделю, а –то и в день. Но это чистой воды графомания, как следствие полного забвения и игнорирования основных принципов стихосложения.

- Есть ли универсальный рецепт создания такой песни, которую бы знали и любили на протяжении 30-40 лет?

-  Нет такого рецепта и никогда не будет. Даже компьютерные технологии не помогут, потому что это Божье провидение, потому что в песне – душа народа. Вот почему не 30-40 лет, а 100 и 200 лет живы и популярны народные песни, лучшие из них.

В 1989 году  я был в Германии в старейшем в Берлине  университете имени Вильгельма фон Гумбольдта, основанном в 1809 году. Учёные одной из кафедр университета провели исследование, которое как раз касалось вопроса создания шлягера. Это был труд в несколько сот страниц. Оказалось, чтобы музыкальное произведение стало шлягером, даже не многолетним, а на протяжении хотя бы пару месяцев, необходима внушительная масса обстоятельств, влияющих на это. И первая из них – скрытый общественный запрос именно на эту песню, также важен момент её опубликования (надо, чтобы не раньше и не позже), выбор исполнителя (типаж), образ которого бы соответствовал этому запросу, где, на какой  площадке песня прозвучит впервые и т. д и т.п. Рассчитать всё это, практически, невозможно. Создатели песни могут рассчитывать только на свои способности, интуицию и Его Величество Случай.


(С народным артистом РФ Борисом Клюевым, другом и одноклассником Михаила Шаброва)


(Артист Юрий Кузнецов-Таёжный, актриса Наталья Громушкина, Михаил Шабров)

- Когда вы первый раз приехали в Анапу? Когда последний раз были здесь? Каковы впечатления о нашем городе?

- Анапа у меня целиком и полностью ассоциируется с «Киношоком». Именно с этим замечательным фестивалем кино я первый раз приехал в Анапу. По-моему, это было в 1996 году. Потом я приезжал в ваш город каждый год, потому что «Киношок» фестиваль ежегодный, а я входил в состав дирекции фестиваля в качестве сценариста и ведущего его культурно-массовых мероприятий. Последний раз я был в Анапе в 2019 году.


(На "Киношоке" с народным артистом РФ Михаилом Пуговкиным)

Любой город – это, прежде всего, его люди. Со многими из них мы подружились и поддерживали постоянную связь, которая и сегодня не прерывается, хотя, к большому сожалению, кого-то из тех, с кем я был дружен или знаком уже нет. Ничего не поделаешь – это жизнь.

Анапа, как, кстати и Новороссийск, да и вообще Кубань, являются важной частью моей жизни, в том числе, творческой.

- Каким было ваше детство? Что запомнилось больше всего?

- Я родился 7 ноября 1944 года, в центре Москвы, на улице Чехова, ныне Малой Дмитровской, в коммунальной квартире, в полуподвале. Мои первые детские впечатления -  это ноги прохожих, стройные и не очень, короткие и длинные, в носочках и брюках, в туфельках и в валенках, которые с утра до вечера мелькали в единственном окне нашей комнаты, где я жил с мамой, папой и старшей сестрой. Это не угнетало, было интересно наблюдать за ними. Оказалось, что ноги, как и люди, очень разные и никогда не повторяются.

Я родился в СССР и до сих пор я считаю своей родиной Советский Союз. Я был безмерно счастлив тем, что мой день рождения совпадает с днём Великой Октябрьской социалистической революции и в раннем детстве мне льстило, что в этот день были и парад на Красной площади и демонстрация, которую я многие года никогда не пропускал, чтобы не поучаствовать.

Если коротко, - детство было счастливым, потому что и юность и взрослая жизнь обещали быть такими же…


(Срочная служба в рядах СА. город Орск, 1967 год)

- Вы интересуетесь современным песенным творчеством, нынешними исполнителями? Выделяете для себя кого-то?

- Не сочтите за нескромность, музыковед Татьяна Журбинская, с которой я знаком со времён своей работы в фирме «Мелодия», написала обо мне интернет-книгу «Человек песни и не только». Названия книг случайными не бывают. В 2023 году исполнится 55 лет моему служению в том или ином качестве отечественной песне. Её судьба меня не может не волновать. Для меня печально, что она на нынешнем этапе уходит всё дальше от традиций нашей песенной культуры, главной из которых были мелодичность и напевность, а также поэтичность песенного текста, его содержательность. Не случайно в марше из к/ф «Весёлые ребята» звучали такие слова «Нам песня строить и жить помогает, она, как друг и зовёт, и ведёт, и тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт». Многие песни, которые звучат сегодня по разным радио- и телеканалам, похожи, как близнецы, пишутся, есть такое впечатление, по одним и тем же лекалам и поражают мелкотемьем, а то и откровенной безграмотностью, что уже, как говорится, ни в какие ворота. И конечно, они, в первую очередь, опираются не на отечественную песенную традицию, а на западную. Может быть, и даже наверняка, и эта песня кому-то помогает и жить, и строить. Только вопрос в том, что строить и какой жизнью жить?

В стране проводится огромное количество конкурсов и фестивалей, которые открываю новые и талантливые имена исполнителей. Они есть в интернете. Но они широко не известны. По-прежнему балом правят те, кто когда-то довольно давно попал в узкий круг избранных исполнителей крупных телевизионных и радиокомпаний, и у кого нет никакого желания впустить в него новые талантливые имена. Подчёркиваю, талантливые, потому что средних и ниже средних, исполнителей, пруд пруди.

Из новых по-настоящему талантливых имён я бы выделил Ярослава Дронова (SHAMAN) и Ивана Дятлова. Последнего, особенно.

- Чтобы хотели пожелать нашим читателям в Анапе?

- Поделиться стихотворением одного из своих любимых поэтов Йосифа Уткина:

«Что любится, чем дышится,

Душа, чем ваша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится.

А мы споём о родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Тяжёлое – забудется.

Хорошее – останется.

Что с родиною сбудется,

То и с народом станется.

С её лугами, нивами,

С её лесами-чащами;

Была б она счастливою,

А мы-то будем счастливы.

И сколько с ней не пройдено, -

Усталыми не скажемся

И песню спеть о родине

С друзьями не откажемся!


(С любимой собакой Альмой)

Интервью подготовил к публикации Дмитрий Василиади. Фотографии предоставил Михаил Шабров




Ранее "Блокнот" публиковал афишу новогодних мероприятий в Анапе.

Чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и наши сайты в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте.

Новости на Блoкнoт-Анапа
Места: Анапа
2
0